Описание
Важнейшая задача группового психотерапевта – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Он не должен забывать, что основа эффективности психотерапевтической группы – это работа самих участников, поэтому терапевт и должен создавать такую атмосферу, в которой взаимодействие участников было бы наиболее эффективным.
Такие черты мудрого лидера были известны еще в глубокой древности. Вот что сказал об этом китайский мудрец Лао Цзы в "Дао Дэ Цзин":
Руководитель является лучшим, когда люди едва чувствуют его существование, не такой хороший, когда люди подчиняются ему и прославляют его, и наихудший, когда они презирают его. Недостаточно уважай людей, и они будут недостаточно уважать тебя; но при хорошем руководителе, который мало говорит, когда его работа выполнена, цели достигнуты, они всегда скажут: "Мы сами сделали это".
Какие личностные качества группового психотерапевта обеспечивают успешную, эффективную работу с группами?
Смелость.
Она, безусловно, необходима, чтобы сесть в круг с 8-10 незнакомыми людьми в надежде объединить их в группу, которая помогла бы узнать, как эффективнее устроить свою жизнь, решать проблемы, преодолевать кризисы.
- способность позволять себе ошибаться, быть уязвимым; признание своего несовершенства;
- способность противостоять участникам группы, когда того требует ситуация;
- умение принимать решения и вести себя, руководствуясь своим знанием, верой, интуицией, мировоззрением;
- способность быть прямым и честным с участниками группы, т.е. отказ от манипулирования ими, "игр" с ними, обмана во имя мнимых психотерапевтических целей;
- умение открыто говорить о том, что происходит в группе и какие могут быть последствия происходящего.
Быть примером для участников группы.
Наилучший способ обучения в группе – быть самому таким, каким хотелось бы видеть каждого участника группы. Желая побудить участников к изменению и совершенствованию, терапевт прежде всего сам должен постоянно совершенствоваться. Побуждая участников к искреннему самоанализу, терапевт сам должен обладать достаточным мужеством, чтобы постоянно заглядывать внутрь себя. Иначе говоря, группа будет работать эффективно, если увидит, что и терапевт выполняет в группе то, чего он требует от ее участников. Терапевт группы должен учить своим примером.
Эмоциональное участие в группе.
Это означает участие группового психотерапевта в сомнениях, страхах, боли, радости участников. Для этого он обязан пережить в своих чувствах течение жизни группы, уметь разбираться в этих чувствах и точно отражать их участникам группы.
Открытость.
Это многоплановая черта эффективно работающего группового психотерапевта, охватывающая открытость самому себе, другим участникам группы, новому опыту и различным стилям жизни и ценностям. Терапевт должен не только выражать свои чувства в группе, но также открыто реагировать и на участников.
Умение принимать агрессию.
Трудно хорошо выполнять функции группового психотерапевта, не чувствуя себя в безопасности на своем месте, будучи слишком чувствительным к критическим замечаниям или чересчур зависимым от оценок, поддержки участников группы. Поэтому терапевт группы должен уметь правильно реагировать на критику участников и их враждебные реакции.
Личная сила.
Это способность группового психотерапевта направлять поведение участников в нужное русло. Это не означает доминирования или умения манипулировать участниками группы. Сила личности терапевта означает, что он знает, кем он является и чего он хочет.
Стремление к новому опыту.
Личность группового психотерапевт, как, кстати, и каждого человека, зависит от его соприкосновения с разнообразием жизни. Узкий диапазон жизненного опыта терапевта группы ограничивает возможность понимания психологического мира большинства участников, важно обладать опытом переживания как можно более широкой палитры чувств.
Чувство юмора.
В сложных, кризисных ситуациях в группе смех может уменьшить напряжение, помочь решать проблемы парадоксальными способами.
Находчивость.
При продолжительной работе с группами возникает угроза повторения, стереотипности, монотонности. Терапевт группы нуждается в спонтанной креативности, которая могла бы помочь находить выход в уникальных и затруднительных ситуациях, возникающих в жизни психотерапевтических групп, а также искать и находить новые пути в повседневной работе группы.
Самопознание.
Оно существенно для психотерапевта и охватывает познание своих целей, идентичности, мотивов, потребностей, сильных и слабых сторон, чувств, проблем, ценностей. Что может помочь лучше познать себя? Открытость новому опыту, самоанализ, опыт прохождения личной индивидуальной и групповой психотерапии, участие в группах профессионалов, консультации с коллегами.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ГРУППОВОГО ПСИХОТЕРАПЕВТА
Черты личности группового психотерапевта, о которых говорилось, являются важными, но все же недостаточными для эффективной работы в группе. Для этого нужны определенные микронавыки, умение выражать свои чувства, разрешать кризисные ситуации в группе, хорошее понимание и интерпретация невербального поведения, наконец, глубокое понимание, поощрение и освещение происходящего "здесь и теперь" процесса в группе.
- Активное слушание. Слушание другого человека зависит от наших установок. Слушая участников группы, групповой психотерапевт должен хотеть понять, как они видят мир и конкретные ситуации в нем. Эта установка противоположна желанию изменить взгляды другого человека. Правильное слушание опирается на установку "Позволь мне попытаться понять, как ты видишь ситуацию", а не "Ты должен по-другому смотреть на ситуацию".
- Переформулировка утверждений. Это повторение терапевтом своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли терапевт понимает его слова. Это навык, очень хорошо дополняющий умение активно выслушивать.
- Объяснение. Выделение сути высказывания участника группы посредством упрощения этого высказывания. Это помогает участникам лучше разобраться в неопределенных и противоречивых чувствах и мыслях, а также лучше понять, о чем говорится. Объяснение особенно ценно на начальной стадии работы группы при формулировке проблем, требующих решения, и индивидуальных целей в группе.
- Обобщение. Связывание отдельных моментов межличностного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более последовательной. Обобщение особенно ценно после обсуждения отдельных тем, при окончании занятий группы. В последнем случае обобщение может сделать не только терапевт, но и участники ("Хотелось бы, чтобы каждый из вас сказал несколько слов о своем сегодняшнем опыте").
- Вопросы. Прежде всего имеются в виду открытые вопросы, побуждающие к самоанализу. С их помощью можно поощрять дальнейшую беседу, получать информацию, стимулировать мышление.
- Интерпретация. С ее помощью терапевт группы объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимосвязи. Интерпретация побуждает участников к более глубокому самоанализу, предоставляет им новую перспективу понимания своего поведения.
Групповые психотерапевты Центра СВОЙ ПСИХОЛОГ
Потоцкая Ирина Яновна
Клинический психолог, групповой психотерапевт, психотерапевт в модальности "Транзактный анализ". Член ЕАТА и РАТА.
Ильина Елена Викторовна
Клинический психолог, сексолог, групповой психотерапевт, ТА -терапевт, магистр психологии, член РАТА, ЕАТА, МОП.
Косарик Елена Афанасьевна
Психолог, семейный консультант, групповой психотерапевт, ТА-терапевт, гипнотерапевт. Член ЕАТА и РАТА.
Центр СВОЙ ПСИХОЛОГ приглашает в Психотерапевтические группы:
- Группа "ВДА - взрослые дети алкоголиков"
- Группа "Преодоление жизненных кризисов или как подружиться с жизнью"
- Тренинг "Жизненный сценарий победителя"
- Группа c элементами тренинга "Самооценка, Достоинство, Уверенность в себе - три кита зрелой личности"
- Группа "Как пережить развод/расставание и быть счастливым"
- Терапевтическая Группа "Эмоции как ресурс- техники успешного общения"
- Группа с элементами тренинга «Карта желаний»
- Группа c элементами тренинга "Школа отношений"
- Группа c элементами тренинга "Счастье быть собой - сценарий жизни и перерешение"
- Группа "Настроение любить - готов(а) ли я к новым отношениям?"
- Группа c элементами тренинга «Ковид и постковидный синдром: как не разрушиться самому и сохранить отношения»
Запись онлайн
Ведущая