Психолог Ирина Потоцкая: Эти случаи про то, как взрослые дети, особенно ВДА, считают себя с детства ответственными за жизнь своих «не повзрослевших» родителей. Родители были эмоционально неустойчивы, зависимы, безответственны, порой. И ребенок, боясь их потерять и осиротеть, взвалил на себя неподъемную ношу вины и спасательства, которую тянет и в своей взрослой жизни.
«Если бы ты не уехала, у меня все было бы по-другому. Ты нас бросила: меня и отца, поэтому мы так плохо живем!»
Когда я спросила Алину о том, как строилась ее родительская семья, она ответила, что была единственным ребёнком, но мама забеременела случайно и вышла замуж не по огромной любви. Когда девочке было 7, родители развелись, и она выбрала жить с папой и бабушкой, а к маме ездить в гости по выходным. Она с грустью вспоминала о том, что у нее не было ни пикников, ни семейных прогулок, ни традиций. А иногда и вовсе мама говорила: «Я работала всю неделю и хочу отдохнуть», после чего уходила к друзьям или приглашала их к себе в гости.
«Мама жила и воспитывала меня, как умела. Зарабатывала, чтобы одеть меня красиво, чтобы у меня было «не хуже», чем у других. Я знаю, что она любит меня», - продолжала Алина спокойно, но потом будто разозлилась и сказала: «Моя бабушка рано умерла от рака, а моя мама частенько говорит мне: «Вот умру, будешь ещё локти кусать!».Девушка искренне недоумевала, почему мама регулярно ее винит: что внуки живут далеко, что не устраивает больших семейных праздников с родственниками, что жизнь у неё не складывается, что уехала и забыла. Неподъёмный груз вины за собственные мечты, цели и путешествия лежит на плечах Алины, хотя она звонит родителям ежедневно и помогает материально, насколько это возможно.
Запись онлайн
К сожалению, мама Алины не может смирится с тем, что дочь проживает ту жизнь, которую ей хотелось бы прожить самой. Ведь когда-то приходилось жить ради дочери, себя ограничивать и долгие годы ответственность за этот выбор, большие ожидания мать ошибочно перекладывает на Алину.
«А может, я тоже хочу, как ты!», - эти слова могут показаться жестокими, но на самом деле в них много боли. Это слова женщины, которая сделала свой выбор в жизни, но не смогла принять ту цену, которую заплатила за него. Сожаление превратилось в гнев и обвинения, а горечь по несостоявшейся счастливой судьбе - в зависть к собственной дочери.* имена клиентов изменены, материл выложен с их согласия.
«Сейчас моя главная цель- научиться не брать на себя ответственность за жизнь и решения моих родителей,»
И снова на группе зазвучала тема ВДА ( взрослые дети алкоголиков). В конце прошлой сессии перенос детских чувств на Виталия подвел Арину раскрыть нам горькую тайну своего детства: она росла в семье алкоголиков.
В субботу мы встретились вновь. И на этот раз к этой теме неожиданно вернулась Олеся и обратилась к Арине со словами поддержки. Оказывается и ее детство было омрачено алкогольной зависимостью отца. Она плакала и говорила, что Аринино признание всколыхнуло в ней самые болезненные воспоминания детства. То, что до сих пор не отпускает и незримо управляет ее жизнью и выборами.
Олеся просила выслушать ее рассказ. Так, как ей казалось, она сможет помочь себе снизить токсичное воздействие той давней эмоциональной зависимости.
«Самый счастливый год из моего детства - это был год, когда папа закодировался. Я пришла домой и увидела, что он с коллегами пьёт чай с тортом. Очень удивилась, а потом была очень счастлива. Мой папа пил и пьёт и признаётся, что не может остановиться. Я знаю, что это его выбор, но мне больно и жаль видеть его таким, потому человек он хороший и совсем не глупый. Нет, он не буянил, когда выпивал и никогда не говорил и не делал мне ничего плохого, но было кое-что пострашнее. Я ненавижу зиму, потому что, когда я была маленькая, он напивался до такого состояния, что мог не дойти, упасть в снег и замёрзнуть насмерть. Однажды он так уже получил себе обморожение и ещё его ударили по голове. Каждый раз, когда наступала очередная зимняя ночь, я стояла и смотрела в окно вместе со своей бабушкой и молилась, чтобы он скорее пришёл домой. Бабушка говорила: «Иди ложись спать, уже поздно», но я не могла, словно на мне была эта ответственность: дойдёт или не дойдёт. Я была всегда беспроблемным ребёнком, родитель своим родителям. Я и сейчас, порой, чувствую ответственность за то, за что, по идее, не должна. Я очень эмпатична, ловлю настроения людей в доли секунды. Иногда мне это даже мешает. Я путаю свои чувства с чужими.
Недавно я была на своей малой Родине. Один день мы провели с семьей замечательно, а на другой- я увидела папу, который шел по улице и качался, еле держась на ногах. Я взяла его за руку, как в детстве, и довела до дома. А потом сильно заплакала и снова, как в детстве, просила его остановиться. Я уже около 4х лет в терапии. Пошла я в терапию по другой причине, но сейчас моя главная цель- научиться не брать на себя ответственность за жизнь и решения моих родителей.»* имена клиентов изменены, материл выложен с их согласия.
Запись онлайн
Автор статьи
Услуги
Целевая аудитория - групповая психотерапия, нацеленная на помощь и адаптацию тех, кто вырос в дисфункциональной семье, где один или оба родителя страдали алкогольной или наркотической зависимостью
Формат: групповая психотерапия очно и/или он-лайн
Дата: по мере набора группы