К трем годам ребенок:
-
крепнет физически и уверенно управляет своим телом.
-
крепнет также и психически, потому что мозг достигает определенной стадии развития. Ведь первые три года он был физически и психически зависим от матери, не отпуская ее ни на шаг и тяжело переживая разлуку.
-
осознает, что может влиять на окружающий мир, исследуя пространство и видя результаты своей деятельности, и радуется этому. Он подражает взрослым, использует их лексику, а еще начинает играть в ролевые игры.
-
проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними. Раньше ребенок без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, «Саша хочет кушать». Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я!»
-
решает вопрос автономии и первых шагов по выходу из полного эмоционального слияния со взрослыми. Если у ребенка ранее сформировано базовое доверие к миру, (положительно пройдены предыдущие стадии развития), то сейчас наступает время действий и исследований. И вот, уверенность ребенка в себе растет и он начинает смело говорить: «Ура! Я сам! Я могу! Я большой, как мама и папа!».
-
осознает, что является самостоятельной личностью и что свои желания нужно отстаивать. Поэтому его поведение становится демонстративным, он может устроить истерику без причины. Такое поведение вызывает у родителей беспокойство, а иногда и раздражение. Хотя по сути, такое поведение не направлено на то, чтобы огорчить взрослых. Просто ребёнку пока не знакомы другие модели поведения, чтобы доказать, что он является личностью со своим характером и желаниями.
В этот период основная задача родителей - поддержать своего ребенка и помочь максимально безболезненно преодолеть кризис.
В три года ребенок ожидает от окружающих, а особенно от родителей, признания его самостоятельности и независимости, даже при том, что сам к этому ещё не готов. Для ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы с ним советовались и интересовались его мнением.
-
Не все родители знают,
что делать, когда ребенок истерит, пытается перейти границу дозволенного, отвечает на все предложения негативно, когда ему все не нравится, он не желает подчиняться. Они мечутся между решениями не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказывать свое дитя. Им действительно сложно выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы. -
Не все родители понимают,
что не бывает принятия себя и отделения без некоторой агрессии и порой даже ненависти к себе и к окружающим. Особенно это сложно потому, что ребенок несвязно говорит, не может высказать свою точку зрения, объяснить, чего именно хочет от них и от жизни. -
Если родители показывали,
что мнение ребенка ничего не значит и абсолютно их не волнует, то во взрослом возрасте человек может проявлять излишнее упрямство и терять самоконтроль, доказывая свою правоту, или же, наоборот, станет малоинициативным и безвольным. -
Если родители ругали,
пытались подавлять детские стремления в этом возрасте, то это может стать причиной заниженной самооценки у человека. -
Если родители хотели сломить
упрямство ребенка, то велика вероятность, что, став взрослым, он тоже не будет слышать своих близких.
Кризисное время может растягиваться на годы и усугубляться из-за стрессовых ситуаций, таких как переезд, развод родителей, пополнение в семье, смерть близкого родственника.
После того, как ребенок успешно пройдет этот этап, дальше он будет учиться выстраивать отношения с другими людьми в одиночку. Ведь, отделяясь от родителей в возрасте 3-х лет, он учился давать своим действиям оценку, видя, как на его поведение реагируют родители.