Отношения: Что это? Как это? Зачем это? Одиночество или отношения? Вот вопросы, которые ставит этот фильм.И еще он о контакте, о его возможности и красоте.
Пережив страшную личную драму, отказавшись от всего своего имущества и даже от своего имени, затопленная болью глубокой эмоциональной травмы молодая рыжеволосая голландская девушка уходит искать себя новую, чтобы освободиться от ярости на весь мир и возродиться, слившись с природой и положившись на волю судьбы.
Мох цвета хакки с ярко-рыжими проплешинами, прозрачная зимняя дымка и рыжеволосая Ботичеллевская красавица в куртке цвета хакки безнадежно и бесцельно бредущая в неизвестном направлении берегом моря. Подобно Ботичеллевской Примавере ее густые рыжие волосы развиваются на холодном и колючем морском ветру. Мир холоден и враждебен, красив и загадочен. Что ждет ее на этом пути?
Устав от голода, она решается приблизится к его жилищу, - одинокому дому у воды в строгих ирландских пейзажах. Она соглашается на его предложение «еда в обмен на работу» при одном условии: ничего личного,- ни имен, ни вопросов, ни контактов, - только работа. Режиссер не раскрывает нам прошлого героев. Лишь в начале фильма показано несколько кадров из истории героини, а он одной фразой о смерти жены упомянул о своей. Большего и не нужно, контекст предельно ясен – одиночество задано. Отношения начинаются. Начинается Road movie в стихию чувств.
Структурно фильм разделен на части, соответствующие этапам развития отношений героев:
- Одиночество
- Конец отношений
- Супружество
- Начало отношений
- Одна
Это исследование похоже циклу цветения, - сначала из лопающейся почки не спеша вырастает бутон, робко вытягиваются первые лепестки. Потом бутон набирает жизненных сил, растет и постепенно начинает раскрываться… За каждым этапом цветения стоит целая палитра чувств, размытых холодных серо-зеленых тонов страха, тревоги, гнева, агрессии по-началу, оттаивающих интересом, потребностью в контакте с себе подобным, в тепле и приятии тепло-серым и нежно-сиреневым и по мере роста бутона и зарождения теплого, дружеского, близкого, любовного до оранжевого и глубокого темно-бордового, как зрелое вино, и внезапный откат в белый цвет и всепроникающий ужас холода одиночества. Диалоги коротки и редки. Словесный минимализм с лихвой компенсируется роскошью изобразительного изобилия и нежной, ненавязчивой, незаметно появляющейся и уходящей в никуда музыкой Этана Роуза.
Они ничего не ждут друг от друга, поэтому легко позволяют себе быть самими собой, как, например, в сцене с переворачиванием скамейки. Отношения героев становятся более структурными по мере их сближения, границы все более очерченными. Символична и завораживающая сцена с раздуванием ветра и с ружьем. Ветер (процесс) раздуть можно, а остановить, - уже нет. Она признает главенство Мартина, появляется страх за свою жизнь и понимание ее конечности, - прошлое соединяется с будущим и травма залечивается. «Талант знает, когда остановиться», - говорит Мартин.
«Девушка и психотерапевт», - так хочется назвать фильм.Он залечил ее раны, она сопроводила его в завершении жизненного круга. Он ее приручает и уходит, - просто перестает принимать таблетки, оставляя все в наследство: дом, катер, деньги, - «талант знает, когда остановиться».
Свобода, отношения, одиночество, - вот состояния, которые я пережила вместе в героями фильма и которые советую Вам с ними разделить.Приятного просмотра!