ELLE. Так назвала свой новый роман французская писательница Дельфин Дервье (Эммануэль Сенье). Несколько слов на белом листе. А дальше тишина. Пустота и внутренний вакуум.
Elle по-французски значит Она. Так кто же эта ОНА? О ком поведет речь в своем новом фильме великий польско-французский режиссер Роман Полански. Что этот 85-ти летний мудрец хотел до нас донести?
У Дельфин Дервье только что вышла в свет книга…. А от нее уже ждут следующего шедевра. Давай, Дельфин, пиши, мы же знаем, - ты можешь! Давай, Дельфин, пиши, мы, твои читатели и поклонники, мы все ждем! Готова ли Дельфин к творческому путешествию в мир своих новый героев?
Уставшая и опустошенная, Дельфин с трудом встает с кровати. Ничто не вдохновляет писательницу: ни слишком спокойные отношения с, казалось бы, любимым мужчиной (Венсан Перес), ни уже успевшие вырасти и разлететься дети, ни успех только что выпущенного романа. Дельфин в глубокой депрессии.
Что же делать, - почитатели ждут!?
От происходящего на экране кошмара мне хотелось убежать, как в детстве, на кухню и сползти, зарывшись с головой, в теплый, как кокон, любимый свитер...
Фильм идет 1 ч 50 минут, и все это время он неослабно держит нас в напряжении, интрига только нарастает, а с ней меня переполняли тревога, страх и восторг.
Страх, потому что Дельфин вступила в игру со смертью.
Ад – так хочется назвать условия, в которые она попала в этом милом и, казалось бы, спокойном деревенском доме. Ад внутренний – это те страдания, которые испытывает творческий человек, восстающий из небытия депрессии, чтобы из полного эмоционального дебита перейти в фазу творческого подъема и созидания. Настолько страшна и мучительна эта иллюстрация, что невольно сопоставляешь ее с переживаниями пациентов с биполярным аффективным расстройством, когда из пассивности, обессиления и полного эмоционального обезвоживания, человек переходит в маниакальную фазу гиперактивности, деятельности и креативности.
Но именно такой, столь экстремальной интенсивности чувства, необходимо было прожить Дельфин, чтобы наполниться жизнью и энергией и написать свой новый роман.
Прожила ли Дельфин этот кошмар наяву, плод ли это ее творческой фантазии, или же новый роман Дельфин Дервье и вовсе написала Elle?
Это уже не важно, как и неважно было ли все это на самом деле. Очевидно одно:
великий режиссер, переживший великие потрясения в своей жизни: гибель матери в краковском гетто, голодное детство, убийство любимой беременной жены, уголовные преследования, - показал нам страдания творчества, пробудив целую палитру чувств.
В фильме прозвучали любимые им психологические темы: создание атмосферы мастерски нагнетаемого ужаса, скрытая агрессия, унижение, абсурд.
Достаточно громко звучит в этом фильме и тема детской травмы, неизменно присутствующая в его последних картинах, например в "Венере в мехах», и представляющая человеческое взаимодействие, как войну детских травм – будто у кого травма получена раньше, - тот и победит.
Пока же побеждает сам Полански. Безупречные камера и вкус, мастерская актерская игра и тончайшее чувствование границ делают фильм «Основано на реальных событиях» достойным самых восторженных отзывов.
В 2017 году на юбилейном 70-м Каннском Фестивале фильм был выбран для участия во внеконкурсной программе.
Спасибо, Маэстро!