В тридевятом царстве в тридевятом государстве, в провинциальном американском городке Патерсон, жили-были принц, и звали его также, как его родной город, - Патерсон (Адам Драйвер, утвердившийся в работах Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга и братьев Коэн), и его прекрасная принцесса Лаура ( Иранская актриса-красавица Гольшифте Фарахани). И был он принцем не по крови, а по духу, ибо был он поэтом в душе.
Он парил над рутиной и суетой, замечая лишь хорошее в жизни. То, что приятно было созерцать.
Жили они не тужили, каждое слово друг друга ловили и с полуслова друг друга понимали. Детей у Патерсона не было, как, впрочем, и других хлопот, ибо был он поэтом в душе. Незамысловатый распорядок дня, один и тот же 6 дней в неделю плюс воскресенье, 4 недели в месяц и 12 месяцев в году: подъем в 6 утра без будильника, нежный, но, как водится у ангелов, лишенный сексуальности короткий поцелуй принцессе Лауре, быстрый завтрак, работа водителем рейсового автобуса, обед у водопада с поэтическим блокнотом, ужин, приготовленный заботливыми руками принцессы Лауры, прогулка с бульдогом Марвином, бокал пива в баре и снова ранний подъем, утренний поцелуй и так дальше по кругу со всеми остановками, как пробег рейсового автобуса.
Пока Патерсон ездил по улицам города, его любимая Лаура предавалась домашнему творчеству и ежедневно меняла декор их скромного жилища, каждый раз по-разному комбинируя черный и белый цвет в интерьере, меняя клетку на шторах на полоски, а полоски на кружочки.
Патерсону будто бы были вовсе безразличны причуды его подруги, ведь он принимал людей такими, какие они есть. Ведь он был добр и всетолерантен. Ведь был он поэтом и принцем по духу.
А прекрасная и любящая Лаура, тонкая, деликатная и всепринимающая, находила радость бытия и личностного роста в игре на черно-белой гитаре и выпечке черно-белых пирожных капкейков для местной ярмарки.
Так они и жили – не тужили, и идиллия длилась бы и дальше, если бы однажды любимый Лаурин пес, толстый и вредный бульдог Марвин, не разорвал в клочья блокнот поэта Патерсона с его стихами, а об электронной версии, как водится, принцы-поэты обычно не заботятся. Супруга сочинителя пожурила, собаку отругали, дружно отметили начало нового этапа в поэзии Патерсона, и стали дальше жить–поживать!
И, в принципе, человек с хорошим чувством юмора мог бы вполне воспринять эту лирическую комедию просто как призыв подняться над суетой, как идиллическую историю о большом и чистом в смысле стиля и чувств, тем более, что « чистый» стиль, - это «конек» мэтра Джармуша, и творчество его изобилует тому примерами («Выживут только любовники», «Предел контроля», «Мертвец»), если бы нам всем и каждому не хотелось бы в такой идиллии пожить, и если бы хоть кто-то знал, как это сделать обычному земному человеку!? Ведь люди в отличие от ангелов и принцев-поэтов запутаны так называемыми «переносами». Очень зловредными. И поэтому они эмоционально несвободны.
Привыкнув в раннем детстве к определенным схемам взаимодействия с родителями, взрослый человек как бы «перетаскивает» с собой из детства во взрослую жизнь эти эмоционально окрашенные модели и воспроизводит их, взаимодействуя с другими людьми, уже будучи взрослой и самостоятельной личностью, подсознательно ожидая в ответ тех же эмоциональных реакций, что сполна вкусил малышом. Но во взрослой жизни они уже не состоятельны и не делают общение эффективным. Мы ждем привычных реакций от близкого человека, но не получаем их, ведь этот близкий, он совсем другой, и рос он с другими родителями и модели поведения у него сформировались совсем другие. Мы принимаем его за значимую в детстве фигуру ( ведь именно так мы привыкли жить), но, конечно, не получаем в ответ привычные с детства реакции: поглаживания (как положительные, так и отрицательные), разочаровываемся и даем ход своим чувствам по этому поводу, а партнер - своим.
В результате запускается игровой процесс, разочарование и конфликт, выход из которого лежит через глубокий анализ и осознавание.
Так что Патерсону и Лауре крупно повезло, что их создатель, режиссер Джим Джармуш, поместил их в пространство, свободное от «переносов» и жизненных штормов, где люди не наделяют друг друга необходимыми им качествами, и не впадают в депрессию, если партнер им не соответствует, а принимают друг друга такими, какие они есть, бережно, трепетно, благодарно и тепло.