Транзактный анализ (далее – ТА) является методом психотерапии, созданными американским психиатром Эриком Берном (1910-1970) как теория личности и метод с целью изменения личности.
Более, чем 15-летнее практическое использование ТА, как основного метода психотерапии в ежедневной практической практике психологов и психотерапевтов позволяет судить об успешности, эффективности и широте применения ТА в решении самых разнообразных проблем, в том числе лечении психических и ряда психосоматических заболеваний.
Простота, ясность метода, доступная для понимания даже 8-летнему ребенку, по словам самого Берна, позволяет быстро овладевать им даже людям, далеким от медицины. Недаром, ТА развился и получил научно-практическую платформу в 3-х областях специализации: психотерапии, консультировании, образовании, организации.
Говоря о психотерапевтическом направлении развития ТА, особенно успешным оказывается применение ведущих концепций ТА в лечении пациентов невротического, пограничного уровня расстройств, обращающихся за помощью к специалистам с различными соматическими и психологическими жалобами вследствие нарушения социальной адаптации, соматогенно-, психогенно провоцированные.
При этом, опираясь на уже хорошо знакомые и признанные "классические" теории, описанные Берном и его ближайшими последователями, такие как, теория Эго-состояний[1], теория игр [2],теория сценария жизни[3], рекетная система[4], ТА продолжает сохранять актуальность как метод психотерапии и в настоящее время, развиваясь и наполняясь новыми научно-практическими открытиями в области исследования жизненного пути человека.
Привлекая внимание своей доступностью в освоении и понимании, ТА дает возможность специалистам интегрировать ТА с другими методами психотерапии и оказывать эффективную помощь клиенту с первого контакта, который, зачастую, происходит по телефону.
ТА-терапевт использует оригинальный инструмент ТА-диагностику актуального Эго-состояния пациента для быстрого понимания проблем клиента, определяя личностный стиль или адаптацию личности пациента, что дает возможность построить гипотезу о взаимосвязи особенности личности пациента и текущих проблем, прогнозируя возможности и направления психотерапии.
Наблюдение Эго-состояния в ходе консультативной работы дает специалисту картину распределения катексиса (жизненной энергии) между Эго-состояниями, определить уровень катексиса Взрослого Эго-состояния с его способностью к осознанию причины проявления страдания пациента, понимание собственного вклада в возникшую проблему, определить суть внутри- психического конфликта и его реализацию в соматической сфере пациента, что отражается на текущей жизни пациента. Рассмотреть разные перспективы решения проблемы и предложить эффективный контракт на изменения, учитывая диагноз пациента.
Созвучие с внутренним Миром пациента, эматическое отражение переживаний пациента через эмпатические трансакции, направленные к Детскому эго-состоянию пациента являются теми базовыми аспектами в работе ТА- терапевта, без которых невозможно было бы понять страдание пациента и оказать ему необходимую помощь. Такое отношение психотерапевта помогает построить терапевтический альянс, поддерживает пациента на пути позитивных перемен, питает внутренний ресурс пациента и усиливает его способность справляться с внутренними переживаниями и противостоять бессознательному сопротивлению лечебному процессу.
Анализ трансакций, определение профиля поглаживаний, анализ сценарной и рэкетной систем помогает раскрыть особенности сценарных паттернов пациента, специфику симбиотических отношений, ограничивающих спонтанность и способность решать текущую трудность. Благодаря чему создается возможность предложить пациенту эффективные интервенции, нейтрализующие токсические предписания в сценарии пациента.
Кроме описанных концепций, ТА знаменит среди других методов психотерапии своей популярной концепцией сценариев.
Создавая теорию сценария жизни, Берн описывал сценарии, как лимитирующие и деструктивные сюжетные линии истории человека, которые повторяются снова и снова с самого раннего детства до зрелого возраста. Берн подчеркивал ограничительный характер сценариев, мешающий автономному развитию человека. Дальнейшие Берновские исследования допускали наличие и конструктивных сценариев. Целью сценарного излечение определялось исследование семейной драмы, "завершение одного спектакля и постановка нового, более успешного"[1]. Перспектива возможности влияния на исход (финал) сценарной драмы, осознание сценарных сюжетов драмы, а значит расширение способности к управлению сценарием,обозначает успешность ТА среди других методов психотерапии.
Многие современные авторы - исследователи сценарной теории выдвигают новые свежие идеи о том, как личность организует свой опыт и реальность, понимая сценарий как "открытую" систему отсчета.
Так, интересной и развивающейся является теория повествовательного сценария (нарратива), согласно которой люди определяют для себя и для других, кто они есть через автобиографические рассказы, структура которого отражает жизненный опыт человека, а жизненные события связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета. Повествования имеют первичной целью интегрирование опыта в последовательный рассказ совместимый с культурой человека, к которой они принадлежат.[5]
История, отражающая текущую проблему, с которой пришел пациент и рассказанная в процессе психотерапии, является, по сути, сюжетной линией сценария пациента. Выслушивая пациента, психотерапевт может провести анализ, выявляя реляционный эпизод в повествовании пациента и анализируя его по трем направлениям: желания, потребности, намерения пациента, реакции других, реакции пациента.
Обычно эпизод текущей жизни, отражающий текущую проблему клиента, прямо соотносится с рэкетной системой теории ТА [4]. ТА-терапевт определяет повторяющийся сюжет из сценария жизни.
Например, "я хочу быть успешной, но другие критикуют и унижают меня, тогда я ухожу и сдаюсь". В ходе психотерапии происходит не только анализ опорных сценарных элементов из повествования пациента с выявлением, но и "оживление" процесса, в ходе которого пациент переживает реляционный опыт (болезненный опыт прошлого) с ТА-терапевтом, параллельно своему опыту со значимыми фигурами своей истории. Итак, сценарий не только повествуется пациентом в ходе терапевтического процесса, но и проживается в контакте с психотерапевтом, который реагирует на пациента и через живое лечебное взаимодействие рассказ пациента приобретает последовательность и открываются новые жизненные перспективы.
Вспоминается случай из практики, когда инфекционистом поликлиники была направлена на консультацию психотерапевта 50-летняя пациентка Р., долго и безуспешно лечившая диарею неясного происхождения.
Существенных соматических изменений, кроме возрастных, врачами- интернистами обнаружено не было. Лабораторно- инструментальные показатели были без особенностей. Тем не менее, Р. страдала от монотонных абдоминальных болей, изнуряющего жидкого стула, общей слабости, что сопровождалось болезненными переживаниями по поводу своего состояния и, особенно, безуспешного лечения. Консультация психотерапевта была последней отчаянной попыткой инфекциониста оказать помощь Р.
Акцент внимания психотерапевта был направлен на отсутствие явной соматической и инфекционной патологии и, при этом, тяжелое соматическое и психо-эмоциональное состояние Р. В ходе диагностической сессии психотерапевт, листая страницы толстой амбулаторной карты, психотерапевт обратил внимание Р. на то, как часто она обращает за помощью, заподозрил наличие токсического предписания «не живи», реализующегося через соматическую сферу. Безуспешность лечения выше описанных симптомов явно подтверждало текущую активность предписания. Исследовательский контракт с Р. подтвердил гипотезу психотерапевта.
Р. была ошеломлена таким- транзактно- аналитическим взглядом на ее проблему. Ее дальнейшее эмоциональное оживление и интерес к анализу ее сценария (действие предписания «не живи», особенности родительско- детских отношений, обстоятельства текущей жизни, реализующие предписание) были индикаторами верного направления в лечебной тактике психотерапевта, что позволяло оказать необходимую помощь Р.
Р. припомнила свою историю. Родилась она не вовремя для своих родителей, всегда ощущала свою ненужность им. Жизнь проживала трудно и одиноко. Много и часто болела. Мать умерла много лет назад, воспоминания о ней не сохранили какой-либо след в душе Р. Отец умер год назад. Несмотря на отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями, Р. отмечала, что отец был ближе ей и понятнее. Первое время после смерти отца Р. «держалась» и продолжала жить как обычно. Но затем, спустя полгода, наступило ухудшение соматического состояния, появились выше описанные симптомы и «начались бесконечные походы по врачам». Соматические симптомы являлись проявлением «отрицания» смерти отца -стадии процесса траура (Е. Кублер- Росс), продвигали Р. к сценарной расплате, как реализации предписания «не живи».
Используя методику классического ТА («три пи» Пэт Кроссман) через трансакции эмпатии, отражения и конфронтации удалось «нейтрализовать» токсическое предписание «не живи», повысить уровень катексиса Взрослого Эго-состояния Р. (деконтаминировать), что проявлялось в новом осознании Р. причин своего состояния Р смогла понять взаимосвязь симптомов с текущей трудностью (отрицание смерти отца и продолжение выполнение предписания «не живи»).Психотерапевт дал «разрешение» Детскому Эго-состоянию не следовать токсическому предписанию Родителя. Предложить «защиту» от токсического влияния в виде лечебного контракта, используя терапевтический потенциал - «силу» психотерапевта.
Результатом успешного применения ТА явилось прекращение диареи, облегчение общего соматического и эмоционального состояния Р. уже после первой консультации. Конечно, данной пациентке требовалась более долгосрочная психотерапия для проживания траура и принятия новых здоровых не сценарных решений. При этом, успех применения ТА на первой сессии заложил фундамент для последующих позитивных перемен в жизни и здоровье Р.
Другим перспективным направлением ТА является интегративный метод психотерапии (Эрскин).Цель интегративного ТА-помочь пациенту в терапевтических отношениях с психотерапевтом открыть, понять внутрипсихические процессы и защиты.[7]
Взяв за основу Берновскую концепцию личности, его видение личности во взаимоотношениях с окружающим Миром, интегративный ТА пошел дальше, углубил и развил ТА, создав три фундаментальных теоретических конструкта: теорию мотивации, личности, методов.
Каждая из них по отдельности раскрывает определенную значимую область человеческого функционирования, а в тесной взаимосвязи они представляют собой полную, организованную структуру, представляя широту возможностей психотерапии.
Так, теория личности в интегративном ТА иллюстрируется четырьмя визуальными моделями: "Я-в-отношениях», сценарной системой, моделью Эго-состояний, теорией методов, наглядно представленной диаграммой "методов, стимулирующих контакт, и ориентированных на отношения".
Реорганизация личности происходит в процессе интеграции аффективных, когнитивных и физиологических внутрипсихических процессов с проявляемым поведением при помощи контактных, терапевтических отношений.
Литература:Для этого ТА-терапевта есть достаточно инструментов и подходов. По мере роста и развития наших пациентов до уровня излечения-понимания ими их собственной личностной уникальности и организации своего опыта в последовательное повествование, мы- ТА-терапевты тоже развиваем свою теоретическую и практическую базу. Таким образом, трансактный анализ, как метод психотерапии развивается, укрепляя свою научную платформу и предоставляя многообразие инструмента для работы как профессионалам, работающим в области лечения психических болезней, так и интересующимся вопросами изменения своего жизненного пути.
-
[1]Берн Э. Транзакционный анализ в психотерапии/ Э. Берн- М.: Академический проект,2001
-
[2]Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер.с англ./Э. Берн- М.: Прогресс,1988.
-
[3]Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна: пер.с англ./ К.Штайнер-СПб.:Питер,2003.
-
[4]Erskine R. The Racket System:A Model for Racket Analysis / R. Erskine, M. Zalcmann // Theories and Methods of an Integrative Transactional Analysis. A Volume a Selected Articles.-San Francisco: TA Press, 1997.-P.156-165.
-
[5]Tosi M.T. The lived and narrated script: an ongoing narrative construction / M.T. Tosi //Life Scripts.A Transactional Analysis of Uncounscious Relational Patterns / ed.: R.Erskine.- London:Karnac,2010.-P.29-54.
-
[6]Luborsy L. Understanding Transference : The CCRT (Core Conflictual Relational Theme) Method /L. Luborsky, P.Crits-Christoph.-New York:Basic Book,1990.
-
[7].Erskine R.G.Methods of an integrative psychotherapy /R.G.Erskine.R.L.Trautmann//Theories and methods of an integrative transactional analysis: A valume ofselected articles.-San Francisco:TA Press.1997.-P.20-36.
Профессиональные психологические центры (Москва), в число которых входит Центр СВОЙ ПСИХОЛОГ, объединяют квалифицированных специалистов, имеющих многолетнюю успешную практику и профессиональное признание, заслуживших благодарность посетителей. Наши специалисты прошли обучение по специальности «Транзактный анализ», современного метода психотерапии, названного «психологией нового решения». Психолог (Москва) – Цена индивидуальных, семейных и групповых консультаций.
Центр СВОЙ ПСИХОЛОГ – хороший психолог в Москве