Особенности возрастного периода 6-7 лет
Быстрое созревание
В это время у ребенка меняются зубы, вытягивается тело, происходит быстрое созревание его организма. Кроме того, активно развивается кора больших полушарий, а именно, лобный отдел. А это основа формирования для умения планировать свои действия и прогнозировать их последствия. Раньше ребенок не мог оценить исход своих действий, а теперь - понимает. В это время так же формируется и самооценка, ребенок начинает соотносить ощущение себя с мнением окружающих.
Новые виды деятельности
Именно в этом возрасте ребенок идет в школу, его социальная роль меняется, он обучается новым видам деятельности, получает обязанности и переоценивает свои ценности. Поэтому этот период считается переходным, критическим периодом детства и с ним связан соответствующий кризис, который проходит ребенок в это время. Это время стремительного приобретения новых черт характера, которые свойственны для взрослых. Психика ребенка теряет наивность и открытость, а его внутренний мир становится более сложным.
Развитие эмоциональной сферы
Важной особенностью этого периода является развитие эмоциональной сферы. У ребенка формируется способность ориентироваться в собственных переживаниях и озвучивать свои чувства и эмоции. Он учится связывать их со смыслом ситуации. И теперь, ребенок начинает делать то, что дает ему позитивные переживания, в чем он достигает успеха, потому что думает: «Я что-то делаю, и это приносит плоды». Но из-за роста подвижности процессов возбуждения 6–7-летние дети бывают эмоционально нестабильны. Их настроение может резко меняться от слез до смеха, он может испытывать слишком острые реакции: страх, агрессия, истерика, тревога. Это объясняется еще и тем, что дети проживают самый настоящий внутриличностный конфликт.
Понимание собственных желаний и стремлений
Более ясно и четко понимая свои желания и стремления, ребенок замечает их расхождение с родительскими, и чувствует сложность противостоять этим желаниям. В то же время дети боятся потерять любовь и принятие их семьи, если будут делать именно то, что хотят они сами.
А у родителей в реакциях на инициативу и предложения их детей, поведение которых чаще эмоционально нестабильно, возможны две крайние реакции: запрет или попустительство. В случае запрета ребенок лишается возможности сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться. При попустительстве он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. А ребенку важно чувствовать нужность своих занятий, чтобы приобрести уверенность в себе и непринужденно использовать свои навыки и интеллект.
Чувство ответственности
Если в этот период родители меньше вмешивались в дела ребенка, передали ему ответственность за них, не «душили» гиперопекой, то тогда он взрослеет и становится сознательным. Если ребенку предоставляли возможность позаботиться о родителях и близких, тогда он вырастает более чутким к нуждам других. Если ребенок терял интерес к играм, но ему давали толчок к дальнейшему развитию, то его внимание во взрослой жизни будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение.
Запись онлайнПри успешном прохождении этого этапа у ребенка развиваются трудолюбие и инициативность, закладывается желание постоянно учиться и действовать. Если ребенок проходит этот период не совсем успешно, если это время отягощено проблемами и конфликтами внутри семьи, то ребенок рискует потерять интерес к учебе, в будущем он будет остро воспринимать любую критику или даже разовьет в себе комплексы. А может и вовсе потерять доверие к родителям, утратив с ними близкую связь.