Рождение в жизнь (экзистенциальное рождение)

 
АВТОР: МАРИЯ САВИНА

Жизнь человека разделяется на возрастные отрезки, и ведущей опорой этого разделения является достижение определенного уровня психической зрелости.

Достижением психоанализа как науки являлось многостороннее изучение формирования психики младенца. Причем большинство авторов считают этот процесс ступенчатым, в котором переход на следующую стадию обеспечивается удачным прохождением предыдущей ступени, а накоплением опыта новых реакций и впечатлений, интеграция которых переводят качество психического функционирования на ступень выше.

Авторы разных школ по-разному обозначают основные вехи. В данной статье следует упомянуть стадии:

  • 3-8 месячного младенца, впервые открывающего «Я есть» и «Это - Я» (стадия различения себя и другого)
  • 1,5-2 летнего ребенка, провозглашающего «Я сам» (стадия отделения от родительских фигур)
  • 3-летнего ребенка, впервые осознающего, что мир вращается не вокруг него и что жизнь состоит из контакта с Другим (стадия разрешения эдипова комплекса «Я – часть социума»)

Обозначенные стадии настолько важны, что Маргарет Малер назвала прохождением их как психологическое рождение. В ходе этих стадий происходит рождение структур психики, которыми индивидуум использует для контакта с жизнью долгие-долгие годы.

Эрик Берн говорил, что к 6-летнему возрасту, принимая решения как вести себя в семейном окружении, человек полностью конструирует основные способы, с которыми общается с окружающим миром (сценарий). В социальной жизни, как и в природной, особи часто экономят психическую энергию, руководствуясь ранее опробованными стратегиями. Это приводит к тому, что большая часть людей, достигших зрелости, воспроизводят привычные (сценарные) способы взаимодействия, мало принимая во внимание ни глубину своих эмоций, ни существо событий, с которыми они сталкиваются.

С увеличением жизненного опыта накапливаются наблюдения о том, что привычный образ жизни (даже если он привел к социальному успеху) не удовлетворяет человека полностью, что различные травматические события не вписываются в существующую картину себя и мира, возникающие конфликты нелегко уладить. Более того, от накапливающегося стресса появляются различные знаки психического расстройства.

Подобная неудовлетворенность жизнью являются предвестником начала перехода к новой вехе – нового осознавания себя и своего места в мире, экзистенциального рождения. Это процесс пересмотра своих сценарных взглядов и отношений, поиска контакта с глубиной своего Я, своего уникального бытия, процесс нахождения персональной позиции, исходя из понимания своих глубинных мотиваций. Причем помощь профессиональной повитухи (психотерапевта) нужна здесь не всегда.

Однако возможность перехода на новый уровень психического развития, как мы говорили выше, происходит при условии удачного прохождения предшествующих фаз. Если в первые годы жизни не рожден психический аппарат для взаимодействия с другими людьми, процесс экзистенциального рождения будет затруднен. Психотические пациенты (для которых многие собственные эмоции являются неизвестными, опасными, фрагментирующими их внутренний мир и приводящими к искажению реальности), пограничные клиенты (которые не знают, как быть самодостаточным, вступая в близкие отношения, не впадая в крайности подчинения-избегания) испытывают трудности с пониманием себя. Задача терапевта здесь состоит в проживании процессов, не завершившихся в младенчестве, в настраивании психического аппарата, используемого для контакта с Другим, с реальностью. Поэтому, если построение близких отношений с людьми затруднено,  для экзистенциального рождения необходима помощь специалиста.

Свой психолог Савина Мария Александровна