Психологический анализ кинофильма "Основано на реальных событиях" (Р.Полански, 2017)

 

Психолог Ирина Потоцкая о главных психологических темах кинокартины.



ELLE.
Так назвала свой новый роман французская писательница Дельфин Дервье  (Эммануэль Сенье).

Несколько слов на белом листе. А дальше тишина.  Пустота и внутренний вакуум.

Elle по-французски значит Она. Так кто же эта ОНА? О ком поведет речь в своем новом фильме великий польско-французский режиссер Роман Полански.  Что этот 85-ти летний мудрец  хотел до нас донести?

У Дельфин Дервье только что вышла в свет книга…. А от нее уже ждут следующего шедевра.



Давай,  Дельфин, пиши, мы же знаем, - ты можешь!  Давай,  Дельфин, пиши, мы, твои читатели и поклонники, мы все ждем!

Готова ли Дельфин к творческому путешествию в мир своих новый героев?

Уставшая и опустошенная, Дельфин с трудом встает с кровати. Ничто не вдохновляет писательницу: ни слишком спокойные отношения с, казалось бы, любимым мужчиной  (Венсан Перес), ни уже успевшие вырасти и разлететься дети, ни успех только что выпущенного романа.  Дельфин в глубокой  депрессии.

 Что же делать, - почитатели  ждут!?

И тут, откуда ни возьмись, появляется Elle (Ева Грин). Она неотступно следует за Дельфин, предлагает ей дружбу, поддержку и, в конце концов, переселяется к ней.  Тут-то и начинается самое интересное. Слежка и изоляция от близких, истерики и прессинг, сломанная седалищная кость и восстановление в маленьком,  деревенском доме, крысиная  отрава, ночной побег на костылях  на волоске от смерти.

От происходящего на экране кошмара мне хотелось убежать, как в детстве,  на кухню и сползти, зарывшись с головой, в теплый, как кокон, любимый свитер... 

Фильм идет 1 ч  50 минут,  и все это время он неослабно держит нас в напряжении,  интрига только нарастает, а с ней меня переполняли тревога, страх и восторг.

Страх, потому что Дельфин вступила в игру со смертью.

Ад – так хочется назвать условия, в которые она попала в этом милом и, казалось бы, спокойном деревенском доме. Ад внутренний – это те страдания, которые  испытывает творческий человек, восстающий из небытия депрессии, чтобы из полного эмоционального дебита перейти в фазу творческого подъема и созидания. Настолько страшна и мучительна эта иллюстрация, что невольно сопоставляешь ее с переживаниями  пациентов с биполярным аффективным расстройством, когда из пассивности, обессиления и полного эмоционального обезвоживания, человек переходит в маниакальную фазу гиперактивности, деятельности и креативности.

 

Но именно такой, столь экстремальной интенсивности чувства, необходимо было прожить Дельфин, чтобы наполниться жизнью и энергией и написать свой новый роман.

Прожила ли Дельфин этот кошмар наяву, плод ли это ее творческой фантазии, или же новый роман Дельфин Дервье и вовсе написала Elle?   

Это уже не важно, как и неважно  было ли все это на самом деле. Очевидно одно:
великий режиссер, переживший великие потрясения в своей жизни: гибель матери в краковском гетто, голодное детство, убийство любимой беременной жены, уголовные преследования, - показал нам страдания творчества, пробудив целую палитру чувств.

В фильме прозвучали любимые им психологические темы: создание атмосферы мастерски нагнетаемого ужаса, скрытая агрессия, унижение, абсурд
Достаточно громко звучит в этом фильме и тема детской травмы

 


неизменно присутствующая в его последних картинах, например в "Венере в мехах», и представляющая человеческое взаимодействие, как войну детских травм – будто  у кого травма получена раньше, - тот и победит.

 

Пока же побеждает сам Полански. Безупречные камера и вкус, мастерская актерская игра и тончайшее чувствование границ  делают фильм «Основано на реальных событиях» достойным самых восторженных отзывов. 

В 2017 году на юбилейном 70-м Каннском Фестивале фильм был выбран для участия во внеконкурсной программе.

Спасибо, Маэстро! 

 




Ирина Потоцкая
Клинический психолог, психотерапевт, транзактный аналитик
ТА терапевт

 

21.08.2019