О фильме "Королевство полной луны" (2012)

 
Свой психолог Ирина Потоцкая о кинокартине "Королевство полной луны" режиссера Уэса Андерсона (2012)



Режиссер: Уэс Андерсон ( 2012)
В ролях: Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Тильда Суинтон,Джейсон Шварцман, Фрэнсис МакДорманд, Харви Кейтель, Джаред Гилман, Боб Балабан,Лукас Хеджес 

 

О «трудных» подростках замолвите слово …   

1965 год. Вымышленный остров Нью-Пензанс у берегов Новой Англии. Режиссер Уэс Андерсон знакомит нас с малейшими деталями мира своих любимых героев. Все вырисовано с нечеловеческой тщательностью, в которой будто сквозит инфантильность не наигравшегося в детстве мальчишки (за что мы его и любим). Режиссер открывает перед нами дом Сьюзи, затем мастерски переводит камеру, и в классическое андерсоновское пространство ураганным вихрем врывается жизнь! 

Cэм Шекаски (Джаред Гилман), самодостаточный подросток-сирота, уверенно освоивший навыки выживания в дикой природе, убегает из лагеря бойскаутов Айвенго, прихватив с собой внушительный запас амуниции.

В это же время из семьи юристов Бишоп пропадает 12-ти летняя дочь Сьюзи (Кара Хейуорд), взяв с собой чемодан книг, фантастический роман «Королевство полной луны», котика, проигрыватель и пластинку французской шансонье Франсуазы Арди « Le temps de l`amour» (время любви).



Сэм и Сьюзи познакомились на школьной постановке «Ноева Ковчега» (этот режиссерский намек на всемирный потоп, несомненно, не случаен, но об этом позже),  и, переписываясь до летних каникул, договорились о совместном побеге. Они разбили палатку у самой воды, гуляли за ручку,
неумело целовались по-французски и смешно  танцевали под несравненную Арди.








И неизвестно, сколько бы еще длилось торжество первой любви, если бы на следующее утро у палатки не появились весьма взволнованные родители Сьюзи и вооруженные до зубов скауты с командиром отряда невротиком Уордом (Эдвард Нортон). 





Тут-то и начинаются приключения по поимке юных влюбленных под аккомпанемент раскатов грома, ударов молний, штормового ветра и похожего на Вселенский потоп наводнения.


«Королевство полной луны» - это название любимого романа Сьюзи и, вероятно, тот самый волшебный мир детства, когда мир вокруг похож на игрушечную миниатюру, взрослые говорят на каком-то непонятном и враждебном языке, первая любовь кажется последней, а вызванные ею чувства, неподконтрольные воле и разуму,  напоминают стихийное бедствие и тот самый Вселенский потоп.                                                                            


О «трудных» подростках замолвите слово …     

Этой юношеской наивности противопоставлен рациональный мир взрослых, измотанных работой, обремененных ответственностью, пытающихся сохранить остатки самих себя в супружеских изменах, уставших чувствовать разочарования и решивших не чувствовать вовсе. Куда проще считать ребенка «трудным подростком» и применить к нему административные меры, чем отложить громкоговоритель (know-how мамы Сьюзи для общения с детьми и мужем в трехэтажном доме), отодвинуть свои дела, обнять свое чадо, воскресив из анабиоза давно уснувшие чувства, постучаться в его жизнь и оживить замерший диалог. Вот чего хотелось бы и режиссеру, и его юным героям, и мне, как психологу, для всех нас зрителей и родителей.

Возвращаясь к  фильму, нельзя не отметить, насколько эта пародийная, ироничная мелодрама пронизана Коэновским  нуаром. И в кастинге та же параллель: Нортон против Клуни, Бил Мюррей  вместо Туртурро, Брюс Уиллис в новом амплуа пародийного местечкового супермена-любовника с добрым сердцем, незаменимые и уникальные  Фрэнсис МакДорманд  и Тильда Суинтон, каждый кружит на своем месте в этом желто-зеленом  родительско-бой-скаутском хороводе. Идея активности юных героев,  на изобразительном уровне усиленная насыщенностью кадра всеми мыслимыми оттенками зеленого и желтого, - ничто иное, как ода  радости, теплу и вере в самое хорошее. Желтый дарует людям мудрость, слабым – силу, помогает в трудную минуту. Люди, которые любят желтый, хотят раскрыть себя, добиться цели. Они самоуверенны, радостны, веселы, креативны. Чем не наш главный герой? Зеленый же - это природный, успокаивающий цвет. Его выбирают те, кто к любой жизненной задаче подходят со всей серьезностью, чей внутренний мир богат и позитивен. Да здравствует эстетика зеленого и желтого,  симметрии и деталей!   


В этом фильме нет ничего случайного.


Кажется, что Уэс Андерсон и сам незримо присутствует на экране. Вот он расставил все по местам, еще раз поправил многочисленные детали и добавил еще одну, самую важную. Приглушил свет, поправил костюмы. А может быть этот очаровательный персонаж, юный и взрослый не по годам талантливый изгой, и есть никто иной, как сам Уэс Андерсон. Всезнающий и все умеющий гений изобретательности и выживания, показал лагерю взрослых, зрителям, да и своим соплеменникам, что такое быть ОК БЕЗУСЛОВНО, как сохранять 100% связь с реальностью, и оставаться при этом романтиком и оптимистом.

О «трудных» подростках замолвите слово, … казалось бы.

 

Психолог Ирина Потоцкая 




26.09.2017