Гарри Поттер – история одного сиротства

 

История про Гарри Поттера – это одна из замечательных  книг  современности. Не только увлекательная, но и очень глубокая. Яркие характеры и истории, с ними связанные, иносказательно повествуют нам о нашем мире, его проблемах и  взглядах автора на эти проблемы.

Если размышления Дж. Роулинг об обществе лежат на поверхности, если о ее философских взглядах пишутся книги (Baggett D., Klein S. E., 2004; IrwinW. BasshamG., 2010;  Basile N., 2016), то глубокое понимание душевной жизни персонажей и отражение их характеров в их судьбах остаются без внимания не только в кругах любителей литературы, но также и психологических кругах.

Это тем более странно, поскольку Джоан Роулинг не скрывает (см. документальный фильм "Mother of Harry Potter", 2010), что

Серия книг про Гарри Поттера написана с целью самотерапии.


Хотя предпринимаются попытки рассмотреть отдельные метафоры душевных процессов (Ёлкина М.А., b17, сравнивает – небезосновательно – формирование крестражей/horcruxes Воландеморта с механизмами диссоциации), без внимания остается даже основная история книги – история Гарри Поттера. Хотя именно этой история особенно важна – ее перипетии, видимо, как раз и отражают ход самолечения автора книги.

Ключевым моментом этой истории является то, что Гарри Поттер – сирота. Его родители  умерли, и он воспитывается людьми, не имеющими отношения к магическому миру. Это, несомненно, пересекается с историей жизни самой Роулинг – она вспоминает, что в детстве ей не хватало тепла и понимания родителей, которые не заботились об удовлетворения ее потребностях и потребностях ее сестры ("Mother of Harry Potter"). Страхи профессора Макгонаглл сбываются:




"Вы не найдете другой парочки (Дурсли) , которая была бы так непохожа на нас…
Эти люди никогда не поймут Гарри!  Итак, Гарри Поттер растет в семье Дурслей (Dursley),
которая абсолютно не понимает Гарри. 
Это "худший сорт магглов", которые заботятся о достатке и пропитании,не замечая и опасаясь волшебных свойств души." 

Но Гарри – живой. "Проблема заключалась в том, что с Гарри часто приключались довольно странные вещи (и было бесполезно объяснять Дурслям, что он тут ни при чем)."
    

И вот мир родителей - мир человеческих отношений -  позвал Гарри Поттера к себе. Там, в Хогвартсе, началась его настоящая жизнь. У него появились друзья и привязанности, победы и поражения. Но возвращение в мир души не было безболезненным. Тяжелое прошлое делало его уязвимым для страхов и отчаяния  - для существ которые в мире Роулинг обозначены как Боггарты (Boggarts) и Дементоры (Dementors). И здесь снова пересечение с личной историей автора. Роулинг перенесла тяжелую депрессию после развода с первым мужем. 





Может ли человек, не переживший депрессию, так точно и красочно описать ее? 

Речь здесь идет о переживании такого глубокого страдания, что это страдание уже не кажется частью своей личности, а представляется существом, пришедшим из вне. Но надо отдать должное самонаблюдательности Роулинг: соприкосновение даже с таким страданием, рассказывает героям о мире их души и помогает создать целостный нарратив - при столкновении с дементором Гарри вспоминает момент гибели своей матери.


Для того, чтобы наследовать мир своих родителей, Гарри Поттер должен найти и уничтожить врага: того, который послужил причиной их смерти. Причем это не просто враг, которого нельзя называть (who must not be named).

 Это враг которого очень трудно обозначить и назвать;  враг, которого физически трудно найти (в романе он рассеян в крестражах). Но самое главное – чтобы стать наследником жизни, Гарри должен найти и уничтожить этого врага внутри самого себя.

 К слову сказать, Воландеморт (Voldemort) в романе показан со всей психоаналитической глубиной. Он – тоже сирота. Но ему повезло гораздо меньше, чем мальчику Гарри: он рожден "мертвой" (депрессивной) матерью и воспитывался в приюте – людьми, не состоящими с ним в кровном родстве. Он тоже волшебник, и мир Хогвартса приглашает его. Но он входит в этот мир с желанием властвовать, контролировать и убивать. Не зная, что такое настоящая жизнь, он цепляется за свое физическое существование. 

Тем не менее в этом антисоциальном монстре Роулинг видит глубоко спрятанную человечность – она показывает зародыш души Воландеморта в одной из последних сцен романа – сцене встречи Гарри и Дамблдора на вокзале.

Это чудо, что маленький мальчик Гарри выжил после нападения величайшего из злодея всех времен!  Более того, не понятно даже то, как он выжил в семье Дурслей.



Ведь в обстановке непонимания и отвержения он вырос личностью, способной формировать привязанности и переживать серьезные неприятности! 

Автор, правда, отвечает на этот вопрос: на страницах романа она неоднократно упоминает всемогущую "древнюю магию", которая, впрочем, известна и психотерапевтам. Если Вы плохо представляете, о чем идет речь – это повод еще раз прикоснутся к мирам книги Джоан К. Роулинг (матери "Гарри Поттера").

 

Литература:

  1. Baggett D., Klein S. E.  Harry Potter and Philosophy: If Aristotle Ran Hogwarts (Popular Culture and Philosophy Book 9) Open Court, 2004.
  2. Basile N. Harry Potter In-Depth: Beyond Butterbeer and Bogarts, Pronoun, 2016.
  3. Irwin W. Bassham G.The Ultimate Harry Potter and Philosophy: Hogwarts for Muggles (The Blackwell Philosophy and Pop Culture Series Book 22), Wiley, 2010.


 

АВТОР: МАРИЯ САВИНА
психотерапевт, к.м.н.


Написать мне

 

Центр "Свой психолог" -  хороший психолог в москве

 



 

24.11.2017